Конспект урока: Тепловая обработка овощей: картофельное пюре. Конспект урока на тему Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре Тепловая обработка овощей картофельное пюре конспект

  • 16.01.2024

Технологическая характеристика овощей

Значение овощных блюд и гарниров в питании определяется прежде всего химическим составом овощей и в первую очередь - содержанием углеводов. Так, блюда и гарниры из картофеля служат важнейшим источником крахмала. Значительное количество Сахаров содержат блюда из свеклы, моркови, зеленого горошка.

Особенно велико значение овощных блюд и гарниров как источника ценных минеральных веществ. В большинстве овощей преобладают щелочные зольные элементы (калий, натрий, кальций и др.), поэтому блюда из них способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме, так как в мясе, рыбе, крупах, бобовых преобладают кислые элементы. Кроме того, соотношение кальция и фосфора во многих овощах близко к оптимальному. Блюда из овощей, особенно из свеклы, являются источником кроветворных микроэлементов (меди, марганца, цинка, кобальта).

Хотя витамины частично теряются при тепловой обработке, овощные блюда и гарниры покрывают основную часть потребности организма в витамине С и значительную долю - в витаминах группы В. Значительно повышает С-витаминную активность блюд зелень петрушки, укропа, лука, которую добавляют при подаче.

Несмотря на невысокое содержание и на неполноценность большинства растительных белков, овощные блюда служат дополнительным источником их. При совместной тепловой обработке овощей с мясом, рыбой, яйцом, творогом и другими белковыми продуктами почти вдвое увеличивается выделение желудочного сока и улучшается усвоение животных белков.

Вкусовые, красящие и ароматические вещества, содержащиеся в овощах, способствуют усилению аппетита, позволяют разнообразить питание.

Из овощей готовят блюда для самостоятельной подачи в рационе завтрака, обеда или ужина и гарниры к мясным и рыбным блюдам.

В зависимости от вида тепловой обработки различают отварные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные овощные блюда.

Гарниры из овощей могут быть простыми и сложными. Простые гарниры состоят из одного вида овощей, а сложные - из нескольких. Для сложных гарниров подбирают овощи так, чтобы они хорошо сочетались по вкусу и цветовой гамме. С помощью гарнира можно сбалансировать пищевую ценность блюда в целом, регулировать его массу и объем.

К мясным блюдам обычно подают гарниры из любых овощей. При этом к блюдам из нежирного мяса больше подходят гарниры, обладающие нежным вкусом: картофель отварной, картофельное пюре, овощи в молочном соусе. К блюдам из жирного мяса и птицы лучше подать более острые гарниры - тушеную капусту, овощи тушеные с томатным соусом. К отварному мясу в качестве гарнира подают зеленый горошек, отварной картофель, картофельное пюре. К жареному мясу - жареный картофель, сложные гарниры. К отварной и припущенной рыбе - картофель отварной, картофельное пюре. Гарниры из капусты, брюквы, репы к рыбным блюдам обычно не подают.

Тепловая кулинарная обработка

При тепловой обработке овощей происходят глубокие физико-химические изменения. Некоторые из них играют положительную роль (размягчение овощей, клейстеризация крахмала и др.), улучшают внешний вид блюд (образование румяной корочки при жарке картофеля); другие процессы снижают пищевую ценность (потери витаминов, минеральных веществ и др.) вызывают изменение цвета и т.д. Кулинар должен уметь управлять происходящими процессами.

Размягчение овощей при тепловой обработке. Паренхимная ткань состоит из клеток, покрытых клеточными оболочками. Отдельные клетки соединены друг с другом срединными пластинками. Оболочки клеток и срединные пластинки придают овощам механическую прочность. В состав клеточных стенок входят: клетчатка (целлюлоза), полуклетчатка (гемицеллюлозы), протопектин, пектин и соединительнотканный белок экстенсин. При этом в средних пластинках преобладает протопектин.

При тепловой обработке клетчатка практически не изменяется. Волокна гемицеллюлоз набухают, но сохраняются. Размягчение ткани обусловлено распадом протопектина и экстенсина.

Протопектин - полимер пектина - имеет сложную разветвленную структуру. Главные цепи его молекул состоят из остатков галактуроновых и полигалактуроновых кислот и сахара - рамнозы. Цепи галактуроновых кислот соединены друг с другом с помощью различных связей (водородных, эфирных, ангидридных, солевых мостиков), среди которых преобладают солевые мостики из двухвалентных ионов кальция и магния. При нагревании в срединных пластинках происходит ионообменная реакция: ионы кальция и магния заменяются одновалентными ионами натрия и калия.

При этом связь между отдельными цепями галактуроновых кислот разрушается. Протопектин распадается, образуется растворимый в воде пектин, и овощная ткань размягчается. Реакция эта обратима. Чтобы она проходила, в правую сторону, необходимо удалять ионы кальция из сферы реакции. В растительных продуктах содержатся фитин и ряд других веществ, связывающих кальций. Однако связывание ионов кальция (магния) не происходит в кислой среде, поэтому размягчение овощей замедляется. В жесткой воде, содержащей ионы кальция и магния, этот процесс также будет проходить медленно. При повышении температуры размягчение овощей ускоряется.

В разных овощах скорость распада протопектина неодинакова. Поэтому варить можно все овощи, а жарить только те, в которых протопектин успевает превратиться в пектин, пока еще не вся влага испарилась (картофель, кабачки, помидоры, тыкву). У моркови, репы, брюквы и некоторых других овощей протопектин настолько устойчив, что они начинают подгорать раньше, чем достигнут кулинарной готовности.

Размягчение овощей связано не только с распадом протопектина, но и с гидролизом экстенсина. Содержание его при тепловой обработке овощей значительно снижается. Так, по достижении кулинарной готовности в свекле распадается около 70% экстенсина, в петрушке - примерно 40%.

Изменение крахмала. При тепловой обработке картофеля крахмальные зерна (рис. III.9), находящиеся внутри клеток, клейстеризуются за счет клеточного сока. При этом клетки не разрушаются и клейстер остается внутри них. В горячем картофеле связь между отдельными клетками ослаблена вследствие распада протопектина и экстенсина, поэтому при протирании они легко отделяются друг от друга, клетки остаются целыми, клейстер не вытекает, и пюре получается пышным.

При охлаждении связь между клетками частично восстанавливается, они с большим трудом отделяются друг от друга, оболочки их при протирании рвутся, клейстер вытекает, и пюре получается клейким.

При жарке картофеля и других крахмалосодержащих овощей поверхность нарезанных кусочков быстро обезвоживается, температура в ней поднимается выше 120°С, при этом крах мал расщепляется с образованием пиродекстринов, имеющих коричневый цвет, и продукт покрывается румяной корочкой.

Изменение Сахаров. При варке овощей (морковь, свекла и др.) часть Сахаров (ди- и моносахаридов) переходит в отвар. При жарке овощей, подпекании лука, моркови для бульонов происходит карамелизация содержащихся в них Сахаров. В результате карамелизации количество сахара в овощах уменьшается, а на поверхности появляется румяная корочка. В образовании поджаристой корочки на овощах важную роль играет также реакция меланоидинообразования, сопровождающаяся появлением темноокрашенных соединений - меланоидинов.

Изменение окраски овощей при тепловой обработке. Различную окраску овощей обусловливают пигменты (красящие вещества). При тепловой обработке окраска многих овощей изменяется.

Окраску свеклы обусловливают пигменты - бетанины (красные пигменты) и бетаксантины (желтые пигменты). От содержания и соотношения этих пигментов зависят оттенки окраски корнеплодов. Желтые пигменты почти полностью разрушаются при варке свеклы, а красные частично (12-13%) переходят в отвар, частично гидролизуются. Всего при варке разрушается около 50% бетанинов, вследствие чего окраска корнеплодов становится менее интенсивной. Степень изменения окраски свеклы зависит от ряда факторов: температуры нагревания, концентрации бетанина, рН среды, контакта с кислородом воздуха, присутствия в варочной среде ионов металлов и др. Чем выше температура нагревания, тем быстрее разрушается красный пигмент. Чем выше концентрация бетанина, тем лучше он сохраняется. Поэтому свеклу рекомендуется варить в кожуре или тушить с небольшим количеством жидкости. В кислой среде бетанин более устойчив, поэтому при варке или тушении свеклы добавляют уксус.

Овощи с белой окраской (картофель, капуста белокочанная, лук репчатый и др.) при тепловой обработке приобретают желтоватый оттенок. Это объясняется тем, что в них содержатся фенольные соединения - флавоноиды, которые образуют с сахарами гликозиды. При тепловой обработке гликозиды гидролизуются с выделением агликона, имеющего желтую окраску.

Оранжевая и красная окраска овощей обусловлена присутствием пигментов каротиноидов: каротинов - в моркови, редисе; ликопинов - в томатах; виолаксантина - в тыкве. Каротиноиды устойчивы при тепловой обработке. Они не растворимы в воде, но хорошо растворимы в жирах, на этом основан процесс извлечения их жиром при пассеровании моркови, томатов.

Зеленую окраску овощам придает пигмент хлорофилл. Он находится в хлоропластах, заключенных в цитоплазму. При тепловой обработке белки цитоплазмы свертываются, хлороп-ласты освобождаются и кислоты клеточного сока взаимодействуют с хлорофиллом. В результате образуется феофитин - вещество бурого цвета. Для сохранения зеленого цвета овощей следует соблюдать ряд правил:

* варить их в большом количестве воды для уменьшения концентрации кислот;

* не закрывать посуду крышкой, чтобы облегчить удаление с паром летучих кислот;

* уменьшать время варки овощей, погружая их в кипящую жидкость и не переваривая.

При наличии в варочной среде ионов меди хлорофилл приобретает ярко-зеленую окраску; ионов железа - бурую; ионов олова и алюминия - серую.

При нагревании в щелочной среде хлорофилл, омыляясь, образует хлорофиллин - вещество ярко-зеленого цвета. На этом свойстве хлорофилла основано получение зеленого красителя: любую зелень (ботву, зелень петрушки и др.) измельчают, варят с добавлением питьевой соды и отжимают через ткань хлорофиллиновую пасту.

Изменение витаминной активности в овощах. В процессе тепловой обработки витамины претерпевают значительные изменения.

Витамин С. Овощи являются основным источником витамина С в питании человека. Он хорошо растворим в воде и очень неустойчив при тепловой обработке. Содержится в клетках овощей в трех формах: восстановленной (аскорбиновая кислота), окисленной (дегидроаскорбиновая кислота) и связанной (аскорбиген). Восстановленная и окисленная формы витамина С могут легко переходить одна в другую под действием ферментов (аскорбиназы - в окисленную форму, аскорбинредукта-зы - в восстановленную форму). Дегидроаскорбиновая кислота по биологической ценности не уступает аскорбиновой, но гораздо легче разрушается при тепловой обработке. Поэтому при кулинарной обработке стараются инактивировать аскорбиназу, в частности, погружением овощей в кипящую воду.

Окисление витамина С происходит в присутствии кислорода. Интенсивность процесса зависит от температуры нагрева овощей и продолжительности тепловой обработки. Для уменьшения контакта с кислородом овощи варят при закрытой крышке (кроме овощей с зеленой окраской), объем емкости должен соответствовать массе отвариваемых овощей, в случае выкипания нельзя доливать холодную некипяченую воду. Чем быстрее прогреваются овощи при варке, тем меньше разрушается аскорбиновая кислота. Так, при погружении картофеля в холодную воду (при варке) разрушается 35% витамина С, в горячую лишь 7%. Чем длительнее нагрев, тем выше степень окисления витамина С. Поэтому не допускается переваривание продуктов, длительное хранение пищи, нежелателен повторный разогрев готовых блюд.

Ионы металлов, попадающие в варочную среду с водопроводной водой и со стенок посуды, являются катализаторами окисления витамина С. Наибольшим каталитическим действием обладают ионы меди. В кислой среде это действие проявляется в меньшей степени, поэтому нельзя добавлять соду для ускорения развариваемости овощей.

Некоторые вещества, содержащиеся в пищевых продуктах, переходят в отвар и оказывают стабилизирующее действие на витамин С. К таким веществам относятся белки, аминокислоты, крахмал, витамины - А, Е, B, пигменты - флавоны, антоцианы, каротиноиды Например, при варке картофеля в воде потери витамина С составляют около 30%, и при варке в мясном бульоне витамин С практически полностью сохраняется.

Чем больше общее количество аскорбиновой кислоты в продукте, тем лучше сохраняется С-витаминная активность. Этим объясняется тот факт, что в картофеле и капусте витамин С в процессе варки сохраняется лучше осенью, чем весной. Например, при варке неочищенного картофеля осенью степень разрушения витамина С не превышает 10%, весной достигает 25%.

Во время варки аскорбиновая кислота не только разрушается, но и частично переходит в отвар. Поэтому овощные отвары рекомендуется использовать при приготовлении супов и соусов. Для уменьшения потерь витамина С из продуктов желательно не промывать квашеную капусту, избегать длительного хранения очищенных овощей в воде и т д.

При жарке овощей потери витамина С меньше, так как слой жира на поверхности продукта уменьшает контакт с кислородом воздуха.

Большие потери витамина С происходят, когда продукты подвергают неоднократным тепловым воздействиям, протирают, взбивают (при изготовлении овощных котлет, запеканок, суфле). Так, в готовых картофельных котлетах остается аскорбиновой кислоты всего 5-7% количества ее в сыром картофеле.

Витамины группы В. При варке они частично переходят в отвар, частично разрушаются. Менее всего устойчив к нагреванию витамин В 6 . При варке шпината разрушается около 40% его, картофеля - 27-28%.

Тиамина и рибофлавина разрушается при варке овощей около 20%, примерно 40% остатка их переходит в отвар.

Чем больше воды для варки, тем меньше витаминов остается в продукте. Жарка и тушение овощей вызывают разрушение около 40% витамина В.

Изменение массы овощей. В процессе варки масса овощей изменяется в результате двух противоположных процессов:

* вследствие набухания гемицеллюлозы и крахмала масса увеличивается;

* после сливания отвара часть влаги испаряется, что приводит к уменьшению массы.

Потери массы зависят и от особенностей строения овощей.

Потери влаги определяют выход готовых изделий и поэтому предельно допустимые потери массы регламентируются нормативными документами.

По размеру потерь массы при варке все овощи можно разделить на две группы: первая - потери до 10% (кольраби, цветная капуста, капуста белокочанная, репа, петрушка, свекла, морковь, картофель), вторая - потери до 50% (шпинат, щавель, ботва свеклы, лук репчатый, кабачки, патиссоны).

Не трудно заметить, что наибольшие потери массы у листовых овощей и плодовых: первые имеют большую поверхность, вторые содержат в паренхимной ткани много воздушных включений в виде мелких пузырьков. Воздух, содержащийся в пузырьках, при нагревании расширяется и при температуре 72-75°С механически разрушает клеточные стенки, вследствие чего из тканей начинает интенсивно выделяться влага.

При варке неочищенных овощей растворимые вещества практически полностью сохраняются. При варке очищенных корнеплодов (моркови, свеклы и др.) в воду переходит 20- 25% содержащихся в них веществ, главным образом Сахаров и минеральных веществ. Значительно снижается содержание соединений калия, натрия, магния и фосфора. При добавлении поваренной соли потери ряда минеральных веществ уменьшаются, поэтому овощи (за исключением моркови и свеклы, содержащих значительное количество Сахаров) закладывают в подсоленную воду.

При варке потери растворимых веществ картофеля примерно в два раза меньше, чем корнеплодов. Это объясняется тем, что часть растворимых веществ адсорбируется клейстеризованным крахмалом.

Потери растворимых веществ при варке капусты достигают 1/3 всех сухих веществ.

Нормы потерь массы при припускании большинства полуфабрикатов из овощей не отличаются от норм потерь массы их при варке в воде (морковь, свекла, репа, тыква нарезанные). Количество растворимых веществ, которое переходит в жидкость при припускании (тушении), не относят к потерям, так как припущенные и тушеные овощи отпускают вместе с жидкостью.

При жарке масса овощей уменьшается в основном вследствие испарения влаги. Потери влаги зависят от характера ее связи со структурными элементами овощной ткани, поверхности изделия, температуры и продолжительности жарки и т.д.

Уменьшение массы овощей при жарке колеблется от 17 до 60% и зависит от вида овощей, размера и формы нарезки, способа жарки. Количество испарившейся влаги несколько больше, чем потери массы, так как они частично компенсируются поглощенным жиром. Потери растворимых веществ при жарке овощей очень малы по сравнению с потерями их при варке и припускании и практически не влияют на уменьшение массы.

Влияние различных факторов на потери массы овощей при жарке рассмотрим на примере картофеля. При жарке масса сырого картофеля уменьшается на 31%, а предварительно сваренного - на 17%. Это объясняется тем, что при варке картофеля влага связывается крахмалом в процессе его клейстеризации, вследствие чего испарение ее замедляется, увеличивается поглощение жира.

При жарке картофеля (сырой, нарезанный брусочками) основным способом теряется 31% его массы, а при жарке во фритюре - 50%. Это объясняется тем, что при обжаривании во фритюре испарение влаги происходит одновременно по всей поверхности.

Влияние удельной поверхности продукта на потери его массы в зависимости от формы нарезки можно проследить на примере жарки картофеля во фритюре: брусочки теряют 50% массы, соломка - 60, тонкие ломтики (чипсы) - 66%.

Специфические вкус и аромат жареным овощам придают летучие и растворимые вещества, образующиеся в корочке в процессе карамелизации, реакции меланоидинообразования и других изменений белков, жиров и углеводов.


  • Прозвенел уже звонок

  • Начинается урок!


ОТГАДАЙ БУКВУ


Неказиста, шишковата, а придет на стол она – Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»


КАРТОФЕЛЬ

  • Что копали из земли, жарили, варили?

  • Что в зале мы испекли? Ели да хвалили!





ЦВЕТЫ КАРТОФЕЛЯ


  • Долгое время картофель выращивали ради цветов. Цветы картофеля украшали костюм Людовика XVI и прическу Марии Антуанетты и являлись модным аксессуаром придворных дам.


ПЕТР ПЕРВЫЙ

  • В Россию завёз картофель Петр первый. Он прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того чтобы население занялось его разведением.



ЦЕЛИ УРОКА:

  • Научить готовить картофельное пюре.

  • Уметь эстетически красиво оформлять блюдо.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ!


ИНГРЕДИЕНТЫ:

  • На 1 ПОРЦИЮ

  • Картофель- 3 шт.

  • Молоко – 50 гр.

  • Масло слив. – 10 гр.

  • Соль – ½ ч.л.


ПЕРВИЧНАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ.

  • Моем грязные овощи,

  • очищаем от кожуры,

  • удаляем глазки (если имеются),

  • моем очищенные овощи


ТЕПЛОВАЯ ОБРАБОТКА ОВОЩЕЙ

  • Набираем воду в кастрюлю, ставим на конфорку,

  • при закипании опускаем картофель в кипящую воду


  • Набери в кастрюлю воду и поставь на плиту.

  • Проведи первичную обработку картофеля.

  • Проведи тепловую обработку картофеля.

  • Слей воду.

  • Подогрей молоко 1-3 мин.

  • Разомни картофель, чтобы не было комков.

  • Влей молоко, размешай.

  • Положи сливочное масло, размешай.

  • Накрой кастрюлю крышкой и убери рабочее место.


КАК УКРАСИТЬ БЛЮДО?



Картофельное пюре "ПАУЧКИ"


Картофельное пюре "КОТОФЕЙ"


Картофельное пюре " УТОЧКА"



Овощи варят, припускают, тушат, жарят и запекают. Кроме того, многие овощи - салат, репа, редис, лук, томаты, огурцы, капуста белокочанная и краснокочанная, сельдерей, морковь и др. - используются в пищу также сырыми. Мелко нарезанной зеленью петрушки, сельдерея и укропом посыпают готовые блюда. Листьями салата и веточками зелени оформляют готовые вторые блюда и закуски.


Нормы соли и специй в рецептурах не указаны, но следует иметь в виду, что в среднем на порцию кладут мелкой столовой соли 3 г, лаврового листа 0,02 г, перца горошком 0,02 г или молотого 0,15 г, мускатного ореха 0,02 г, гвоздики 0,03 г, корицы 0,03 г.


Овощи после тепловой обработки следует немедленно употреблять в пищу, так как при хранении готовых овощных блюд витамин С разрушается.

Варка.

Варят овощи на пару или в воде.


При варке овощей на пару потери питательных веществ минимальны, а вкус овощей очень хорошо сохраняется. Паром можно варить в обычных котлах с крышкой. Для этого по размерам котла изготовляют металлический вкладыш (решетку) на подставках; между вложенной в котел решеткой и дном котла должно быть пространство 4-5 см. Вместо вкладыша можно сделать корзину из толстой проволоки или узких металлических, полосок. Решетка или корзина должны быть изготовлены из нержавеющей стали или тщательно вылужены.


В котел следует налить такое количество воды, какое необходимо, чтобы лишь заполнилось пространство между дном котла и решеткой. Когда вода закипит, кладут овощи и, плотно закрыв котел крышкой, варят их до готовности.


На пару варят преимущественно картофель и морковь для холодных и горячих блюд. Паром можно варить овощи в кожице и очищенными; очищенный картофель при варке посыпают мелкой солью.


При варке овощей в воде надо стремиться как можно быстрее сварить их, чтобы уменьшились потери питательных веществ. Для этого овощи закладывают в кипящую воду и варят в котле, закрытом крышкой. При увеличении продолжительности тепловой обработки сверх того срока, который необходим для доведения продукта до готовности, разрушение витамина С идет быстрее. Если приготовляют блюдо, в состав которого входят различные виды овощей, то сначала в котел кладут овощи, которые варятся более длительное время, например белокочанную капусту, а затем нарезанный картофель и др.


Овощи, за исключением свеклы, варят в подсоленной воде (10 г соли на 1 л воды).


Красную столовую свеклу варят неочищенной, а сахарную свеклу очищенной, так как кожица придает этой свекле горький привкус.


Если свеклу варить в подсоленной воде, то вкус ее ухудшается; при варке свеклы иногда в воду добавляют уксус (4-5 г на 1 л воды), чтобы цвет свеклы не изменился. Однако с уксусом свекла варится дольше, чем без уксуса.


Картофель и корнеплоды при варке должны быть покрыты водой не более чем на 1 см.


Картофель варят очищенным и неочищенным («в мундире»). В последнем случае в нем лучше сохраняются витамины. Картофель, предназначенный для винегрета, салата, холодного супа и иногда для жарки, варят неочищенным, а для гарнира и вторых блюд (отварной картофель, котлеты, рулеты, запеканки и т. п.) - очищенным.


Некоторые сорта картофеля сильно развариваются и пропитываются водой. Из такого продукта нельзя приготовить вкусных котлет, крокетов, рулета, пюре. Поэтому при варке рассыпчатых сортов картофеля воду сливают примерно через 15 минут после того как она закипит, после этого закрывают посуду крышкой и доваривают картофель при минимальном количестве воды на слабом огне.


Отварной картофель, а также картофельное пюре примерно через 1%-2 часа хранения в горячем виде приобретают красновато-желтый цвет, кроме того, запах и вкус их ухудшаются. Рекомендуется варить картофель в количестве, необходимом для реализации в течение 1-2 часов.


Цветную капусту варят целыми кочанами - для порционных блюд, или разделенной на соцветия - кочешки - для гарниров. Чтобы цвет капусты сохранился, ее закладывают в кипящую подсоленную воду, быстро доводят до кипения и процесс варки продолжают при слабом кипении.


Спаржу, артишоки, стручки фасоли, лопаточки зеленого горошка варят в большом количестве воды (3-4 л воды на 1 кг овощей) для сохранения их цвета.


Стручки фасоли варят разрезанными поперек на три-четыре части или шинкованными вдоль в форме лапши. Небольшие лопаточки гороха варят целыми, более крупные разрезают поперек на две-три части.


Кукурузу варят целым початком, не очищенным от листьев.


После варки большинство овощей либо немедленно откидывают на дуршлаг или грохот, либо сливают с них отвар, чтобы вкус овощей не ухудшился.


Цветную капусту, артишоки и спаржу хранят в отваре, в котором они варились.



Сухие овощи перед употреблением промывают, а затем замачивают в холодной воде. После набухания их варят, тушат, пассеруют или жарят, в зависимости от их назначения.


Свежемороженые овощи варят не оттаивая; их закладывают в кипящую воду.


Припускание. Припускают овощи с небольшим количеством жидкости (вода или бульон) или с жиром без воды. Во время припускания посуда с овощами должна быть закрыта крышкой.


Тыкву, кабачки, помидоры и другие овощи, легко выделяющие влагу, припускают без добавления жидкости.


Капуста, морковь, репа, брюква не обладают указанными свойствами, поэтому их припускают с добавлением жидкости и жира (на 1 кг овощей берут в среднем 0,2 л воды или бульона и от 20 до 50 г жира).


Припускают большинство овощей в течение 15-20 минут Лишь немногие овощи, как например шпинат и щавель, припускают меньше времени. Припускают и отдельные виды овощей (белокочанная капуста, тыква, шпинат), а также их смеси.


Шпинат наиболее рационально припускать. Этот способ обработки почти исключает потери минеральных солей и витаминов. Для припускания в посуду наливают немного воды или бульона (слоем 0,5 см или даже меньше), нагревают воду до кипения, закладывают промытый шпинат и припускают при сильном кипении в закрытой посуде. Шпинат нельзя припускать вместе со щавелем, так как последний содержит кислоту, от которой шпинат становится жестким; кроме того, цвет его изменяется.


Припускают шпинат и щавель в течение 8-10 минут.

Жарка.

Картофель и овощи жарят с небольшим количеством жира (5-15 г) или в большом количестве жира.


Жарка - наиболее распространенный способ. Очищенные и нарезанные овощи кладут на противень или сковороду с жиром, нагретым до 120-150°, солят и жарят на плите; овощи, которые жарятся долго, доводят до готовности в жарочном шкафу.


Жарка в специальных аппаратах (фритюрницах) или в широкой с большим диаметром наплитной посуде применяется для сырого картофеля, нарезанного брусочками, соломкой или тонкими ломтиками, и репчатого лука, нарезанного кольцами.


При жарке во фритюре картофель и овощи погружают в жир, нагретый до 170-180°. Жира по весу должно быть в четыре раза больше веса погруженных овощей. Наполнять посуду жиром следует только на одну треть или в крайнем случае на половину ее емкости, учитывая, что при жарке жир может сильно пениться.


По мере расходования жира его следует добавлять, все время сохраняя соотношение, указанное выше.


Лучшими жирами для фритюра считаются говяжье или свиное топленое сало; употребляют также растительное рафинированное масло и кухонные маргарины. Сливочное масло и сливочный маргарин не рекомендуется использовать, так как они содержат много влаги и белковых веществ, которые при сгорании загрязняют жир.


Для жарки зелень петрушки следует перебрать, промыть, отсушить и жарить в сильно разогретом жире 1-2 минуты. Когда она станет сухой и темно-зеленой, надо быстро вынуть ее из жира. Используют жареную зелень как гарнир к различным блюдам

Тушение.

Тушат овощи и грибы в закрытой посуде с небольшим количеством воды или бульона, с добавлением репчатого лука, томата-пюре, ароматических кореньев, лаврового листа, черного и душистого перца горошком.


Тушеными приготовляют столовую свеклу, свежую и квашеную капусту, картофель и смесь из разных овощей (рагу). При тушении свежей капусты и свеклы добавляют уксус для улучшения вкуса п внешнего вида блюда. Капуста, тушенная без уксуса, становится слишком мягкой, а свекла - бурой.


Грибы, а также некоторые овощи перед тушением обжаривают.

Запекание.

Картофель, овощи и зелень запекают в виде пюре или кусочками, с соусом или яйцом на порционной сковороде или на противне в жарочном шкафу. Перед запеканием продукты предварительно варят, припускают, жарят или тушат.

Воспитательные:

Здоровьесберегающие:

Учебно-наглядное пособие:

  • презентация « Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре»;

Продолжительность: 2 урока по 40 минут

Ход урока:

І. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Назовите число, день недели.

Физкультминутка

А сейчас мы проверим ваше внимание. Готовы ли к работе. Игра называется «Ухо- нос». Правой рукой учащийся захватывает кончик носа, левой рукой - противоположное ухо (правое). По моему хлопку он их отпускает и меняет местами положение рук.

Цифровое задание на слайде № 2.

1) Реши примеры.

2) Расставь по порядку буквы.

н и п е а т

Мы продолжаем изучать раздел «ПИТАНИЕ», сегодня наш урок будет посвящен.А чему он будет посвящен мы узнаем отгадав загадки.

1) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

2) Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

3) Над землей трава,

4) За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь)

5) Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Слайд №3

Итак, тема сегодняшнего урока - «Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре». Слайд № 4 .

Сообщение цели урока.

Следующая:

Важно!

3. Оформление и подача блюда.

2) Физминутка.

« Кто больше?»

МОЛОДЦЫ! Слайды №6, №7.

-

(Слайд №8 ) Больше пятисот лет назад два испанских пирата: Диего Альмеро и Франциска Писсаро отправились в Южную Америку, в страну под названием Перу.

Слайд №9 )

Слайд №10 )

слайд №11 ). Он прислал из Голландии ме-шок картофеля своему приближенному Шереметье-ву и дал приказ разослать клубни во все концы госу-дарства, с целью его разведения. На русских землях картофель прижился хорошо, но крестьяне побаивались неизвестного растения и просто не соглашались его выращивать. Но Петр I нашел способ решить эту проблему. Он приказал посадить картофель на полях и приставить к ним вооруженную охрану. Весь день охрана сторожила поля, а на ночь расходилась спать. Крестьяне, которые жили поблизости, не могли удержаться и подворовывали картофель с царских полей для того, чтобы посадить его на своих огородах. Таким образом картофель перестал быть диковинным растением, его стали выращивать по всей России и называть вторым хлебом. В плодах картофеля содержится много крахмала, белков, минеральных веществ, витаминов С и В. Вот поэтому в старину и говорили: «Без картошки и ни туда, и ни сюда».

Одно блюдо из картофеля мы с вами будем готовить - это картофельное пюре.

Выполните задание: на доске записаны различные продукты питания, вычеркните те, которые не нужны для приготовления пюре.

Теперь мы знаем, из каких продуктов готовится картофельное пюре - это картофель, молоко, сливочное масло, соль, но еще не знаем, сколько продуктов надо взять для приготовления одной порции, т.е. на одного человека.

Давайте ознакомимся:

Картофель - 3 шт.

Молоко - 50 гр.

Масло слив. - 10 гр.

Соль - ½ ч.л.

Слайд №13.

Подогреть молоко.

Накрыть кастрюлю крышкой.

Слить воду.

Набрать воду в кастрюлю и поставить на плиту.

Размять картофель, влить горячее молоко.

Опустить картофель в кипящую воду опустить, посолить.

Добавить сливочное масло, перемешать.

Вымыть картофель, очистить от кожуры. Вымыть очищенный картофель.

Варить до готовности.

слайд №14 ).

Слайд №15.

Вводный инструктаж к работе:

Правила санитарии.

Распределение обязанностей.

V I . Практическая работа.

2. Пока варится картофель, ребята записывают

Текущий инструктаж во время практической работы:

5. Сервируем стол.

6. Дегустируем готовое блюдо.

Заключительный инструктаж.

1. Повторение последовательности приготовления картофельного пюре. Слайд №14.

2.Пригодятся ли вам полученные знания для самостоятельной жизни в будущем?

3. Составление рассказа по следующим фразам: Слайд №16.

  • Картофель - это.
  • Родиной картофеля является.
  • В Россию картофель завез.

VIII . Рефлексия.

Чему мы научились?

Все ли у нас получилось?

I Х.Итоги урока.

Оценка работы учащихся.

Слайд №17.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре.»

Урок социально- бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы 8 вида.

Тема: Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре.

Цель: Ознакомить учащихся с технологией приготовления блюд из отварных овощей, значением картофеля в питании человека и научить готовить картофельное пюре.

Задачи:

Образовательные:

    Ознакомить учащихся с технологией приготовления блюд из отварных овощей, со способами первичной и тепловой обработки продуктов, технологией приготовления картофельного пюре.

    Научить готовить блюдо по рецепту и подавать его к столу.

    Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.

    Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

    Способствовать формированию трудовых и коммуникативных навыков работы в группе, взаимодействия друг с другом.

    Формировать сознательное соблюдение правил безопасной работы при выполнении тепловой обработки продуктов.

    Стимулировать учебно-познавательную деятельность.

    Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.

    Актуализировать житейский опыт учащихся в процессе практической деятельности.

Воспитательные:

    Воспитывать культуру, эстетический вкус.

    Воспитывать аккуратность, опрятность в работе.

Здоровьесберегающие:

    Способствовать формированию ЗОЖ через основы правильного питания.

Технологии: информационно-коммуникационные, личностно ориентированные, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля за усвоением материала: ответы учащихся во время беседы, озвучивание результатов практической работы.
Методы обучения:

    словесные (при формировании теоретических знаний);

    практические (при приготовлении блюда);

    наглядные (ИКТ – для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);

    проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока, для развития самостоятельности мышления);

    методы контроля и самоконтроля.

Учебно-наглядное пособие:

    презентация «Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре»;

    технологическая карта “Приготовление картофельного пюре”;

    индивидуальные карточки задания.

Оборудование : компьютер, проектор.

Оборудование для практической работы : кастрюля, тазик пищевой для очищенного картофеля, ножи, картофелемялка, столовая посуда и приборы.

Продолжительность : 2 урока по 40 минут

Ход урока:

І. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Назовите число, день недели.

Физкультминутка

А сейчас мы проверим ваше внимание. Готовы ли к работе. Игра называется «Ухо- нос». Правой рукой учащийся захватывает кончик носа, левой рукой – противоположное ухо (правое). По моему хлопку он их отпускает и меняет местами положение рук.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Цифровое задание на слайде № 2.

1) Реши примеры.

2) Расставь по порядку буквы.

3) Назови закодированное слово.

Буква №1. 15:5-1= Буква №4. 18:6+7= Буква №7. 8х7=

Буква №2. 10:10х6= Буква №5. 32:4=

Буква №3. 30:10= Буква №6. 48:6-2=

И так, какое же слово мы получили? (ПИТАНИЕ)

ІІІ. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

Мы продолжаем изучать раздел «ПИТАНИЕ», сегодня наш урок будет посвящен....А чему он будет посвящен мы узнаем отгадав загадки.

1) Неказиста, шишковата, а придет на стол она –

Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна». (Картофель)

2) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи - меня в них ищи. (Капуста)

3) Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

4) Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла)

5) Красный глаз

богатырь Тарас

под землю ушел

10 братьев нашел

Посмотри-ка посмотри

каковы богатыри. (Картофель)

6) За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

7) Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять. (Картошка)

Слайд №3 . Верно! Наш урок будет посвящен овощам. А как же готовить блюда из овощей?

ІV. Изучение нового материала.

Главная задача нашего урока - ознакомиться с технологией приготовления блюд из овощей и научиться готовить картофельное пюре.

Итак, тема сегодняшнего урока – «Технология приготовления блюд из отварных овощей. Приготовление картофельного пюре» . Слайд № 4 .

Сообщение цели урока.

1) Слайд №5. Технология приготовления блюд из отварных овощей следующая:

1. Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка).

Важно! Некоторые овощи перед тепловой обработкой не чистят.

2. Тепловая обработка овощей (жаренье, тушение, варка, запекание, пассирование).

3. Оформление и подача блюда.

2) Физминутка.

Давайте немножко поиграем? Игра называется « Кто больше?» . Правила игры следующие: встаем возле парт, одному из вас я бросаю мяч, а вы возвращаете мне его проговаривая название блюда, приготовленное из картофеля. Только не повторяться.

МОЛОДЦЫ! Много блюд из картофеля вы знаете. А вот посмотрите какие еще блюда из картофеля можно приготовить. (Слайды №6, №7. «Иллюстрации блюд из картофеля»).

- Знаете ли вы, откуда пришел картофель?

3) Беседа. История возникновения картофеля.

(Слайд №8 ) Больше пятисот лет назад два испанских пирата: Диего Альмеро и Франциска Писсаро отправились в Южную Америку, в страну под названием Перу.

В этой стране испанцы увидели много интересного и невиданного ими ранее. Больше всего их удивило то, что все жители этой страны питались какими- то необычными плодами, которые росли под землей - «земляными орехами». Этими «орехами» оказались плоды картофеля, который ныне нам всем очень знаком. (Слайд №9 )

В Европу картофель был ввезен испанцами в 1565 году. Но в первое время никто не знал, как правильно его использовать. Люди оценили необычайную красоту цветов этого растения и стали выращивать его в садах и оранжереях. Цветами картофеля был украшен костюм Людовика XVI, прическа Марии Антуанетты и наряды придворных дам. (Слайд №10 )

Только позже люди узнали, что клубни картофеля можно есть. Но понадобилось много времени, чтобы его стали выращивать почти в каждом огороде.

В Россию картофель завёз Петр I (слайд №11 ). Он прислал из Голландии ме­шок картофеля своему приближенному Шереметье­ву и дал приказ разослать клубни во все концы госу­дарства, с целью его разведения.На русских землях картофель прижился хорошо, но крестьяне побаивались неизвестного растения и просто не соглашались его выращивать. Но Петр I нашел способ решить эту проблему. Он приказал посадить картофель на полях и приставить к ним вооруженную охрану. Весь день охрана сторожила поля, а на ночь расходилась спать. Крестьяне, которые жили поблизости, не могли удержаться и подворовывали картофель с царских полей для того, чтобы посадить его на своих огородах. Таким образом картофель перестал быть диковинным растением, его стали выращивать по всей России и называть вторым хлебом. В плодах картофеля содержится много крахмала, белков, минеральных веществ, витаминов С и В. Вот поэтому в старину и говорили: «Без картошки и ни туда, и ни сюда».

Одно блюдо из картофеля мы с вами будем готовить – это картофельное пюре.

Может кто-нибудь из вас знает какие продукты необходимы для приготовления картофельного пюре?

Выполните задание: на доске записаны различные продукты питания, вычеркните те, которые не нужны для приготовления пюре.

Учащиеся по очереди выходят к доске и вычеркивают по одному ненужному продукту. (Список продуктов: сливочное масло, варенье, кефир, молоко, сахар, сода, соль, сметана, картофель, конфеты, мука, свекла).

Теперь мы знаем, из каких продуктов готовится картофельное пюре – это картофель, молоко, сливочное масло, соль, но еще не знаем, сколько продуктов надо взять для приготовления одной порции, т.е. на одного человека.

4) Работа с технологической картой. Слайд №12.

Давайте ознакомимся:

Картофель – 3 шт.

Молоко – 50 гр.

Масло слив. – 10 гр.

Соль – ½ ч.л.

Это норма продуктов на одну порцию, а во сколько раз надо увеличить количество продуктов, чтобы приготовленного пюре хватило на всех вас? (Ответы учащихся). Теперь мы можем накормить всех, но для этого надо выполнить задание: на карточках записаны этапы приготовления блюда, но они перепутаны, вам необходимо их внимательно прочитать и расставить в правильном порядке. (Детям раздаются индивидуальные карточки с заданием).

Слайд №13.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КАРТОФЕЛЬНОГО ПЮРЕ.

 Подогреть молоко.

 Накрыть кастрюлю крышкой.

 Слить воду.

 Набрать воду в кастрюлю и поставить на плиту.

 Размять картофель, влить горячее молоко.

 Опустить картофель в кипящую воду опустить, посолить.

 Добавить сливочное масло, перемешать.

 Вымыть картофель, очистить от кожуры. Вымыть очищенный картофель.

 Варить до готовности.

Проверяем правильность выполнения (слайд №14 ).

5) Демонстрация слайда «Как украсить блюдо». Слайд №15.

V. Подготовка к практической работе.

Вводный инструктаж к работе:

1. Моем руки, одеваем спецодежду.

2. Подготавливаем инструменты для работы.

3. Повторяем правила техники безопасности при работе с электрической плитой, горячей посудой и жидкостью, режущими и колющими инструментами.

4. Повторяем правила санитарии при выполнении практической работы.

Правила санитарии.

1. Следить за личной гигиеной. Приступая к работе надеть передник и косынку, засучить рукава.

2. Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом, насухо вытерты полотенцем.

3. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

4. Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.

Распределение обязанностей.

V I . Практическая работа.

1. Учащиеся выполняют первые четыре пункта технологической карты.

2. Пока варится картофель, ребята записывают технологическую карту «Приготовление картофельного пюре».

3. Завершение приготовления блюда.

Текущий инструктаж во время практической работы:

    Проверяем соблюдение техники безопасности при работе.

    Проверяем правильность выполнения последовательности работы.

    Проверяем правильность осуществления у учащихся самоконтроля.

4. Раскладываем готовое блюдо по тарелкам, украшаем зеленью и подаем на стол.

5. Сервируем стол.

6. Дегустируем готовое блюдо.

Заключительный инструктаж.

1. Анализировать технологию приготовления картофельного пюре.

2. Отметить активное участие учащихся в приготовлении блюда, оценивание каждого.

3. Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе.

4. Убрать рабочие места, спецодежду.

VIІ. Закрепление, полученных знаний и навыков.

1. Повторение последовательности приготовления картофельного пюре. Слайд №14.

2.Пригодятся ли вам полученные знания для самостоятельной жизни в будущем?

3. Составление рассказа по следующим фразам: Слайд №16.

    Картофель - это...

    Родиной картофеля является...

    В Россию картофель завез...

    Из картофеля можно приготовить….

    Чтобы приготовить картофельное пюре, надо…

VIII . Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке?

Чему мы научились?

Все ли у нас получилось?

I Х.Итоги урока.

Оценка работы учащихся.

Слайд №17.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

6 класс

Урок

Тема раздела: Технология приготовления пищи.

Тема урока: Тепловая обработка овощей: картофельное пюре.

Цели урока: Изучить виды тепловой обработки овощей, способствовать формированию и развитию умений и навыков по приготовлению блюд из вареных овощей.

Задачи урока:

1 . Образовательная: сформировать у учащихся знания технологического процесса тепловой обработки овощей, закрепить знания технологии приготовления блюд из сырых овощей.

2. Развивающая:

Развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы, развивать самостоятельность, наблюдательность, трудолюбие.

3. Воспитательная:

Прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к изученному материалу; формировать потребность самостоятельно осуществлять поисковую деятельность путем решения проблемных заданий.

Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.

Оборудование и наглядные пособия. Учебные таблицы и плакаты, посуда, инвентарь и приспособления, продукты, технологические карты.

Литература: 1. И.Н. Федорова « Занятия по обслуживающему труду в 4-8 классах» Методические разработки уроков. М. «Просвещение» 81г.

2. Н.В.Велижанина «Технология» Методические разработки.6 класс. А-Аты. Атамура 2001г.

3. В.Д. Симоненко «Технология» 6 класс. М. Издательский центр Вентана - Граф. 1999г.

4. Н.А. Якупова. «Технология» (для девочек) учебник для 6 класса общеобразовательной школы, Кокшетау, ТОО «Келешек - 2030», 2011.

ХОД УРОКА.

Организационный момент

1. Проверить наличие учащихся.

2. Проверить готовность учащихся к уроку.

Ко нтроль знаний по пройденной теме.

    Назовите оборудование кухни.

    Правила пользования электроплитой .

    Диаметр дна кастрюли и сковороды должен совпадать с диаметром электродиска. Чтобы посуда плотно прилега­ла к диску, дно посуды должно быть ровным.

    Снаружи посуда должна быть сухой и чистой.

    До того как поставить кастрюлю, нужно электропли­ ту подсоединить к источнику электроэнергии. Так как диск медленно охлаждается, то не нужно доводить пищу до пол­ ной готовности, а, немного недоварив, отключить электро­ диск и оставить кастрюлю на нем.

    При приготовлении жареных и тушеных блюд нужно постоянно уменьшать температуру.

    При приготовлении жидких блюд, жидкости нужно брать на 0,1 меньше обычного, так как на электроплите вода не испаряется так сильно, как при варке на газовой плите.

    Для того, чтобы жидкость, вскипев, не вылилась, нуж­ но в кастрюлю заливать воды до половины или не доводя на 4-5 см до края.

3.Назовите кухонную посуду.

4. Санитарно – гигиенические требования.

    Следить за порядком и чистотой оборудования и помещения.

    Чистую посуду хранить в шкафах.

    Пищевые отходы собирать в ведро с крышкой и своевременно выносить.

    Надевать фартук, волосы убрать под косынку.

    Рукава закатать.

    Руки мыть с мылом. Ногти должны быть коротко подстрижены.

    Разные виды продуктов обрабатывать на разных досках.

    Овощи помыть и ополоснуть горячей водой. Скоропортящиеся продукты хранить в холодильнике.

5. Техника безопасности.

    Проверить исправность электрошнура.

    Включать и выключать электроприборы сухими руками.

    Нельзя тянуть за шнур, надо брать за корпус вилки.

    Не оставляйте включенный электроприбор без присмотра.

    По окончании работы электроприбор надо выключить.

Актуализация опорных знаний:

Работа по карточкам.

Карточка №1.

1. При нарезке лука можно использовать следующие формы нарезки:

а) кольца,

б) кубики,

в) крошка,

г) полукольца.

2. Какие из перечисленных форм относят к простой нарезке?

а) гребешки, звездочки, бочонки;

б) брусочки, ломтики, кубики;

в) шестерёнки, розочки, груши.

3. Что входит в первичную обработку овощей?

а) варка, тушение, запекание;

б) припускание, пассерование, бланширование;

в) сортировка, мойка, очистка, промывание.

Карточка №2.

1. Какие способы заправки салатов вы знаете?

2. Какие основные формы нарезки овощей вы знаете? (перечислите).

3.Что входит в первичную обработку овощей?

Изложение нового материала

Виды тепловой обработки овощей:

Варка – это нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару.

Жаренье – способ тепловой обработки, при котором продукт нагревается в жире или горячем воздухе.

Запекание – это жаренье продукта на противнях или сковородах в духовке

При тушении (это комбинированный способ тепловой обработки) овощи сначала обжаривают, а затем заливают небольшим количеством бульона, добавляют пряности, закрывают крышкой и доводят до готовности.

В том случае, когда необходимо получить сочный продукт, сохранив в нем значительную часть растворимых веществ, применяют варку в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при их нагреве. Этот способ тепловой обработки называется припускание.

Вспомогательные приемы тепловой обработки: пассерование, бланширование.

При пассеровании продукты слегка обжариваются с жиром или без него.

Бланширование – быстрое обваривание или ошпаривание. Продукты или обдают кипятком в замкнутом сосуде, или погружают в кипяток (до одной минуты).

Варка на пару осуществляется в закрытой посуде. Продукты укладывают на решетку или сетку над кипящей жидкостью.

Варка на водяной бане. В большую посуду с горячей или кипящей водой помещается кастрюля с подготовленными продуктами для варки или для сохранения в горячем виде.

Важные правила тепловой обработки.

Технология приготовления блюд из вареных овощей:

1. Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка).

2. Тепловая обработка овощей.

3. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.

4. Салаты заправляют перед подачей. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись.

5. Оформление и подача.

Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

Картофель.

Лежат в землянке вкривь и вкось –
Ноги вместе, а головы врозь?

Картофель – многолетнее травянистое растение. В его клубнях содержится крахмал, белки, сахара и др. вещества. Родиной картофеля является Центральная и Южная Америка, где его употребляют в пищу уже около 14 тыс. лет. В Европу картофель был завезен в середине 16 в., но европейцы не сразу поняли, как его употреблять. Пытались есть клубни картофеля в сыром виде. В России первое время картофель считался диковинкой. Его подавали как редкое лакомое блюдо и посыпали не солью, а сахаром. Лишь во второй половине 18 в. его начали сажать на крестьянских огородах. А полевой культурой он стал только в середине 19 века. В настоящее время картофель возделывается повсеместно. Существует более 100 его сортов.

Способы приготовления картофеля самые разнообразные. Его варят, жарят, тушат, запекают. Используется картофель и для приготовления полуфабрикатов.

Практическая работа «Приготовление картофельного пюре»

работа по технологической карте.

Пюре картофельное

Для приготовления картофельного пюре нам понадобится:

    Картофель - 200 г;

    Молоко - 50 г;

    Масло сливочное - 6 г.

Выход пюре - 200 г.

Промытый картофель очистить, вымыть, залить кипящей водой, посолить и варить под крышкой до готовности или сварить на пару. Слить воду, в которой варился картофель. Горячий картофель протереть через сито или размять тыльной стороной вилки.

В протертый или размятый картофель при постоянном помешивании влить горячее молоко и, взбивая веселкой, довести до кипения. В готовое пюре положить сливочное масло.

Картофельное пюре надо готовить перед подачей на стол. Отвар, в котором варился очищенный картофель, использовать для .

Картофельное пюре может служить самостоятельным блюдом на завтрак или ужин или гарниром к и .

Вводный инструктаж:

Выполняем практическую работу

Текущий инструктаж (по ходу самостоятельной работы).

Целевые обходы

Первый обход: проверить содержание рабочих мест, их организацию.

Второй обход: обратить внимание на выполнение приемов по приготовлению блюд.

Третий обход: проверить правильность соблюдения технологической последовательности выполнения работы.

Четвертый обход: проверить правильность ведения самоконтроля. Проверить соблюдение обучающимися правил техники безопасности, указать на имеющиеся недостатки в их соблюдении.

Пятый обход: провести приемку и оценку выполненных работ.

Заключительный инструктаж.

Требования к качеству.

Картофельное пюре .

Внешний вид - однородная масса без комочков непротертого картофеля и «глазков».

Консистенция – густая, пышная, однородная.

Цвет - от белого до светло-желтого.

Вкус и запах – свойственные картофельному пюре.

Правила подачи

Чаще всего картофельное пюре используют в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам. Можно подать картофельное пюре и как самостоятельное блюдо с пассированным репчатым луком, вареными рубленными яйцами, смешанными с растопленным сливочным маслом и посыпают мелкорубленой зеленью. Температура подачи 65 %

Домашнее задание.

Выучить термины. Ответить на вопросы по теме.

Подобрать рецепт блюда из вареных овощей и красочно оформить его.

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока.

Оценка результатов труда; выставление отметок;

Сообщение о теме следующего урока.